Телефонное мошенничество

01 ноября 2024

 

 

Действия телефонных мошенников квалифицируются по ст. 159 Уголовного кодекса как мошенничество, т.е. умышленные действия, направленные на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

При этом под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества (п. 1 примечаний к ст. 158 УК РФ).

Задачей телефонного мошенника является узнать у гражданина номера, коды, пароли и другие реквизиты банковских карт, а также убедить оформить кредит или снять денежных средств и передать их постороннему лицу.

Следует учитывать, что талантливые мошенники владеют даром убеждения и в совершенстве используют приемы психологического манипулирования. Путем введения человека в паническое состояние они провоцируют гражданина на срочность совершения платежа, оформления кредита или снятия денежных средств.

Для того, чтобы не стать такой жертвой, необходимо следовать определенным правилам:

- если получен звонок с просьбой о срочной денежной помощи для известного гражданину лица (знакомого, родственника и т.п.), следует не принимать решение сразу, идя на поводу у позвонившего, а проверить полученную от него информацию, перезвонив вышеуказанным лицам, или связаться с ними иными способами;

- нельзя сообщать по телефону личные сведения или данные банковских карт, которые могут быть использованы злоумышленниками для неправомерных действий;

- нельзя перезванивать на номер, если он незнаком, и т.п.

Если гражданин предполагает, что стал жертвой телефонного мошенничества, ему необходимо обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением. В заявлении следует максимально подробно рассказать о всех обстоятельствах события. Кроме этого, следует сообщить о факте телефонного мошенничества в абонентскую службу мобильного оператора, который обслуживает номер преступника. Если гражданин, к примеру, совершил перевод денежной суммы по мобильной сети, то принятие оператором экстренных мер может позволить заблокировать перевод и вернуть деньги.

Наверх