Выставка "СТРАНА МЕЧТАТЕЛЕЙ - СТРАНА ГЕРОЕВ"

08 декабря 2022

Друзья!

 

Приглашаем вас посетить новую выставку "СТРАНА МЕЧТАТЕЛЕЙ - СТРАНА ГЕРОЕВ" в Горнозаводском краеведческом музее им. М.П. Старостина.

 

Выставка открыта с 29 ноября 2022 г.
Посетителям представлены две коллекции: "Гипсовая скульптура СССР" - частная коллекция Виктора Кошкова (п.Пашия) и "Новогодние открытки СССР" - из коллекции "Филокартия" Горнозаводского музея.

Вас ожидают герои русских и зарубежных сказок, литературные персонажи, а также сцены из жизни советских людей (скульптура из модельного гипса, преимущественно Кунгурского производства 1940-1960-х гг.).
Атмосферу ностальгии и Новогоднего настроения подарят знакомые многим, рождённым в Советском Союзе, открытки! Ждём вас! 

Местоположение: Выставочный зал Горнозаводского краеведческого музея им. М.П. Старостина.

Время работы: Вт-сб с 9.00. до 18.00.
Контактный телефон: 4-10-94

#Частная_коллекция #Сделано_в_СССР #Иду_в_музей_с_друзьями  #Идём_семьёй_в_музей

 

 

Гипсовая скульптура Кунгурской артели: история промысла

 

Старинный город Кунгур в Пермском крае.  Более 100 лет здесь занимались промыслом по производству изделий из гипса. Благодаря простоте добычи и дешёвому материалу в городе и его окрестностях были открыты небольшие кустарные мастерские.

Мастера работали целыми семьями в маленьких каморках при свете керосиновой коптилки. Сырьем служил местный камень, который заготавливали и приносили в мешках, затем обжигали дома в русских печах. Продукт обжига мололи дедовским способом: с помощью двухпудовой гири и железной плиты. При создании гипсовых изделий, мастера, независимо от места их проживания, ориентировались на потребности городского обывателя.

 

22 июля 1929 г. в городе было организовано крупное предприятие, «Производственная и заготовительная артель инвалидов Объединение», состоявшая из нескольких производств – столярного, мебельного, сапожного, швейного, шапочного, чемоданного, бондарного, кондитерского.

15-20 февраля 1941 года артель была переименована в Кунгурскую артель инвалидов имени XVIII партконференции. Для размещения артели были выделены здания по ул. Октябрьская, 28.

 

В 1920-е гг. с приходом Советской власти появляются фигурки, изображающие красноармейцев в длинных шинелях и будёновках. Процветал и анималистический жанр с уже ставшими привычными фигурками зайцев, собачек, кошечек, домашних птиц. Эти непритязательные вещи охотно раскупались городскими и сельскими жителями, стремящимися украсить свой быт.

 

В 1930-е гг. по-прежнему пользовались популярностью гипсовые фигурки миловидных девочек с кукольными лицами. Также для кукол изготавливали гипсовые головки со специальными отверстиями, к которым должно было крепиться туловище, сшитое из ткани.

В 1940-е гг. продукцию артели стали продавать в специальном киоске, на железнодорожном вокзале. Это было выгодно и удобно для приезжающих в Кунгур: увезти с собой домой на память сувенир!  В скульптуре появляются новые образы: «Пограничник», «Черкес», «Колхозница».

 

В 1950- гг. у артели появляются ОГРОМНЫЕ скульптуры из гипса. Это было вызвано тем, чем больше фигура - тем больше оплата. В поисках путей решения разных проблем художники осознавая отсутствие традиции в кунгурском гипсолитном искусстве, обращались к произведениям русских промыслов – фарфору  и фаянсу. Заимствования из фарфорово-фаянсовой пластики ощутимы во многих изделиях, выпускаемых в 1950-1960 гг. (например, «Балерина»).

 

Тематика изделий артели третьей четверти ХХ века - литературные персонажи русских и зарубежных сказок, герои кинематографа. Основной пик выпуска таких скульптур приходится на 1950-е годы: «Красная шапочка», «Дед Мазай», «Кот в сапогах», «Хозяйка Медной горы», «Данила-мастер», «Малахитовая шкатулка», «Иван-Царевич», «Емеля», «Богатырь», «Конёк-Горбунок», «Алёнушка»,  «Старик Хоттабыч», «Царевна-Лягушка», «Золушка», «Аленький цветочек»…

 

В 1950-1960 гг. одной из тем советского искусства была борьба за мир. Часто художники и мастера обращаются к теме Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Художник-фронтовик Е.П. Шатиров создаёт образ солдата - Василия Тёркина. Защитник Отечества изображен и в скульптуре «Пограничник».

 

Мастера артели обращаются и к темам: «Детство» и «Юношество», «Советский спорт», «Национальная культура народов СССР», «Человек труда – строитель коммунистического будущего».

 

В 1960 году Кунгурская артель имени XVIII партконференции была переименована в Завод гипсолитных изделий на базе цехов и личного состава рабочей артели.

Использованы материалы из открытого интернет-источника: http://art59.ru/index.php?option=com_datsogallery&Itemid=0&func=viewcategory&catid=6


 

Наверх