Новые правила расчёта ОДН в 2017-м году
26 декабря 2016 г. было утверждено Постановление Правительства № 1498, которое внесло кардинальные изменения в основные законы: ЖК РФ, ПП РФ 491 и ПП РФ 354 — в части, касающейся расчётов. Детальное описание изменений представлено в Письме Минстроя РФ от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04. Мы же дадим вам ответы на основные вопросы.
- Перевод в категорию жилищных услуг
- К кому это применимо?
- Как правильно рассчитать начисления?
- Как правильно отразить в квитанции?
- Нужно ли решение общего собрания собственников МКД?
- Вопросы, связанные с применением предельного коэффициента
- Что если управляющая компания/ТСЖ не предоставляет коммунальные услуги?
- Как рассчитываться с поставщиками услуг?
Перевод в категорию жилищных услуг
Теперь коммунальных услуг на общедомовые нужды больше нет. Вместо них вводятся понятие «потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». По сути в названии ничего не изменилось, однако данные услуги переходят из категории коммунальных в категорию жилищных, а потому правила их начисления регулируются уже не постановлением Правительства РФ 354, а постановлением Правительства РФ 491
К кому это применимо?
В соответствии с пунктом 4 правил предоставления коммунальных услуг (Постановление 354), потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в доме соответствующих внутридомовых инженерных систем. Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются обычные коммунальные услуги, то такие потребители оплачивают расходы на потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (т.е. ОДН).
Исключением являются только дома, в которых в качестве управления выбрано непосредственное управление, либо способ управления не выбран или не реализован. Для них данные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества включаются в плату за коммунальные услуги.
Как правильно рассчитать начисления?
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер начислений на данные услуги определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Однако таких нормативов пока ещё не существует, так как услуги новые — они в сооветствии с законом должны быть приняты региональным властями не позднее 1 июня 2017 года.
Поэтому частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ определено, что при первоначальном включении этих услуг в состав «Содержания» используются нормативы коммунальных услуг на общедомовые нужды (старый ОДН), действующие на 1 ноября 2016 года.
Таким образом, с 1 января считаем по старым нормативам ОДН, а после того, как региональные власти примут новые нормативы, то начинаем считать по новым нормативам.
Формула расчёта стоимости каждого коммунального ресурса на цели содержания общего имущества в расчёте на 1 кв. метр площади квартиры выглядит следующим образом:
(тариф за единицу коммунального ресурса) * (площадь всех мест общего пользования) / (суммарная площадь всех жилых и нежилых помещений дома)
Как правильно отразить в квитанции?
В соответствии со статьёй 29 Постановления Правительства 491
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Таким образом, появляющиеся в ряде СМИ сообщения об исчезновении строк ОДН из квитанции являются не совсем корректными, потому что строки ОДН пропадают, но вместо них появляются строки «холодная вода на содержание общего имущества», «электричество на содержание общего имущества» и т.д. Т.е. по сути просто строки в квитанции поменяли название.
Нужно ли решение общего собрания собственников МКД?
В соответствии с пунктом 10 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ при первоначальном включении потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома решение общего собрания собственников не требуется. Таким образом, управляющая организация может самостоятельно включить данные строки в квитанцию, но в объёме, не превышающем норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Однако, в случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, то общее собрание собственников имеет право принять решение об оплате коммунальных ресурсов на содержание общего имущества сверх норматива.
Вопросы, связанные с применением предельного коэффициента
Так как потребление коммунальных ресурсов на содержание общего имущества является не коммунальной, а жилищной, то данная услуга более не участвует в расчёте предельного индекса.
Что если управляющая компания/ТСЖ не предоставляет коммунальные услуги?
Если управляющая организация (ТСЖ/ЖСК/ТСН, управляющая компания) не является исполнителем по коммунальным услугам, т.е. у жителей прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, то управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор на покупку коммунальных ресурсов для содержания общего имущества.
Таким образом, управляющая организация должна будет в любом случае начислять жильцам данные услуги и расплачиваться по ним с ресурсоснабжающей организацией.
Как рассчитываться с поставщиками услуг?
Объём коммунальных услуг на содержание дома, которое управляющая организация должна оплатить ресурсоснабжающей организации, определяется как и раньше исходя из разности между расходом, показанным общедомовым счётчиков, и суммарным расходом потреблением квартир в доме (по индивидуальным счётчикам, среднему и нормативу). При этом, если указанный объём получается больше норматива, то сверхнормативный расход является убытком управляющей организации. Таким образом, правительство планирует стимулировать управляющие организации пристальнее следить за содержанием общего имущества дома, в том числе не допускать протечек труб, незаконных подключений к сетям и т.д.
Тариф, по которому управляющая организация должна оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы на содержание дома, рассчитывается как тариф «для населения» не зависимо от наличия в многоквартирном доме нежилых помещений, используемых для коммерческих нужд.
ОДН: плата по-новому
С 1 января 2017 года в жилищном законодательстве произошли изменения в порядке определения и предъявления к оплате расходов коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН) в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций по договору управления, товариществ собственников жилья, кооперативов.
Расходы коммунальных услуг (холодной воды, горячей воды, электрической энергии) на общедомовые нужды исключены из состава коммунальных услуг, предъявляемых к оплате ресурсоснабжающими организациями. Это означает, что в платежных документах (счетах-квитанциях), предъявляемых к оплате ресурсоснабжающими организациями, начиная с января 2017 года не будет строк о соответствующих коммунальных услуг на ОДН.
Но это не означает, что собственники помещений в многоквартирных домах полностью освобождаются от оплаты коммунальных услуг на ОДН. «Расходы коммунальных услуг на ОДН» приобрели новое название – «расходы коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме».
В соответствии с частью 9.2 ст. 156 ЖК РФ, частями 9 и 10 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ, пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 с 1 января 2017 года общедомовые расходы на холодную воду, горячую воду, электрическую энергию включены в размер платы за содержание жилого помещения дополнительно к плате за содержание и ремонт, ранее предъявляемой управляющей организацией ООО «Оптима» в платежных документах. Размер таких расходов ограничен нормативами потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
- норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержден приказом Минстроя Пермского края от 30 марта 2016 г. № СЭД-35-01-12-93 (в редакции приказов Минстроя Пермского края от 1 апреля 2016 г. № СЭД-35-01-12-95, от 9 июня 2016 г. № СЭД-35-01-12-185, от 19 октября 2016 г. № СЭД-35-01-12-396);
- норматив потребления по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды утвержден приказом Минстроя Пермского края от 4 марта 2016 г. № СЭД-35-01-12-48 (в редакции приказа Минстроя Пермского края от 7 ноября 2016 г. № СЭД-35-01-12-423).
Для первоначального включения расходов коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, в состав платы за содержание жилого помещения, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется (часть 9.2 ст.156 ЖК РФ, часть 10 ст.12 Федерального закона от 29 июня 2015г № 176-ФЗ).
Следует отметить, что расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, в разных по составу многоквартирных домах будут отличаться. Размер таких расходов зависит от площади общего имущества в многоквартирном доме. Подлежащие применению нормативы потребления коммунальных ресурсов установлены на квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества. Перечень помещений, входящих в состав общего имущества, и подлежащих учету при определении расходов коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества, установлен вышеуказанными Приказами Минстроя Пермского края.
Данные изменения не затрагивают многоквартирные дома, находящиеся при непосредственном способе управления многоквартирным домом.